Деревня Купля в воспоминаниях Елизаветы Лухтан

post_02

Как известно, наш СНТ находится на территории существовавшей здесь ранее деревни Купля. О ней – воспоминания Елизаветы Никитичны Лухтан, проживавшей в деревне Корветино.

Деревня Купля.

Название говорит о том, что ее купили, разыграли, выиграли и т.д. Великинский барин (скорее всего Заводовский, других в округе не было) выиграл у польского пана деревню и переселил ее именно на это место. Переехали только люди. За недвижимость, видимо, выдали деньги.

Год основания деревни неизвестен. Иван Иванович Иванов, дед Е. Н. Лухтан, родился в Купле (год не знает), а ее отец в 1877 г., он был последним в семье Ивана Ивановича, а всего было 11 детей. Так что, скорее всего, Иван Иванович родился где-то в 1820 г.

Кто планировал расположение деревни – неизвестно. Но деревня была красивая. По центру деревни проходила булыжная дорога. По обе стороны была канава, за ней – деревья, затем дорожка, и уже за этой дорожкой дома и все надворные постройки, огороды завершали все за домами. Деревня была такой ровной, что с одного конца до другого все было видно, а длина деревни была 1 км. Сначала заселена деревня была наполовину поляками, а затем поселились ижорцы, но порядок застройки сохранялся. И было заведено, если от какого-то барина по любой причине убежал работник и остановился в Купле, то он уже неприкосновенен, вернуть обратно не имели права.

В 1935 г. в Куплю приезжал К. Е. Ворошилов, и решено было строить аэродром. Населению надлежало выехать в течение 35-36 часов, а строительство аэродрома шло одновременно с выселением. Народу выплатили компенсацию за дома, сады. Но разрешали увозить дома. Разъезжались, кто куда хотел. Первой на аэродроме была 13-я отдельная авиационная эскадрилья (командир Романенко Иван Георгиевич, умер 01.08.1995 г.). Когда к деревне подходили немцы, решено было взорвать аэродром (где-
то в сентябре 1941 г.), а эскадрилья улетела в Петергоф, где находился штаб. Последнее гражданское население выезжало в конце августа. С Хаболово нет данных.

В Купле был ключ с хорошей водой, а когда был аэродром, то у ключа круглосуточно дежурил часовой, ключ существует и сейчас. 1 раз в неделю машина увозит воду в Сосновый Бор. В 1935 г. началось строительство Кингисеппского оборонительного рубежа. Для этого было выселено население из дер. Купля, Кубково, Дедково, Мукково. В лесах проложена узкоколейная железная дорога, построены ангары для самолетов около д. Хаболово, в лесу, ДОТы, ДЗОТы и др. помещения. На озерах Копанском и Хаболовском садились на воду гидросамолеты, в начале войны (1941 г.) они участвовали в боевых операциях. В конце августа немцы оккупировали Кингисеппский район, и при отступлении советские власти взорвали военные объекты. После войны (1945 г.) земли принадлежали военному ведомству, колхоз там косил траву, а строить ничего не разрешалось. После 1990-х годов разрешили организовать бывшим военным морякам из Кронштадта, Ломоносова, Соснового Бора садоводство «Корвет», выделили 900 участков, позднее еще 900. Сейчас в волости Нежновской по документам 1800 участков, но не все участки застроены и обработаны. Около дороги на Пейпия-Сойкино стоит шлагбаум, охрана, главный в обществе – председатель садоводства.

 

post_022

Захоронение летчиков-балтийцев 1941-1944 гг. д.Купля

Захоронение начала войны. Благоустраиваться стало в начале 50-х годов XX в. силами родственников и сослуживцев погибших летчиков и техников. В начале 60-х годов Совет ветеранов аэродрома Купля совместно с администрацией Нежновского сельского Совета и рабочими совхоза «Новая жизнь» полностью благоустроили памятник «Летчикам-балтийцам, защитникам неба Ленинграда» (установили фрагмент крыла самолета, мемориальные доски, заасфальтировали площадку и дорожки). Жива традиция – молодожены возлагают цветы. 9 мая проходит встреча ветеранов.

СНТ Корвет на Купле